Интеллектуально-познавательное
Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему:
"Свойства воздуха" воспитатель Ачкасова Т.В.
Образовательная область познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей,игрушка резиновая, корочки лимона, вата по количеству детей ,вентилятор
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас.
Что это? Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Посмотрите , какие красивые шары. Какого они цвета?
- Красный , зелёный и синий.
А что случилось с синим шариком? Он какой то грустный, маленький.
-А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
-Надо его посильнее надуть.
-Правда? Сейчас я его надую (надуваю).
-Вот какой он красивый получился.
Как их ещё называют?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-А вы видите воздух.
Получается, что воздух прозрачный бесцветный и невидимый. Слово прозрачный, значит не имеет цвета.
- В нашей лаборатории мы проделаем опыт и постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы. Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
Ответы.
Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно взять включить вентилятор .
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок. Взять вату и поднести ближе и увидим , что вата полетела.
Физминутка
-Ребята! Представьте себя деревьями.
-Мои корни глубоко вросли в землю.
-Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.
- Посмотрите, у меня есть трубочка, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да
-Благодаря трубочке мы смогли услышать воздух? Ещё можно услышать воздух благодаря резиновой игрушке.
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку лимона , помните и что мы почувствуем?
-Пахнет лимоном.
Это пахнет воздух или корка лимона издаёт такой аромат?
-Это корка.
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
-У меня на столе картинки, выберем кому нужен воздух? (отбирают).
Выходит всему живому для жизни и для роста нужен воздух.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи вентелятора, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря трубочке. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
Одной из важных задач ДОУ является интеллектуальное-познавательное развитие воспитанников. Мир ребенка – это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка в данный момент это и привлекает его внимание, а это реальные предметы и явления.
В детском саду идет процесс обновления предметно-развивающей среды. Продуманное размещение игрового и дидактического материала позволяет детям свободно двигаться и заниматься любыми видами деятельности, как в групповой комнате, так и в раздевалке.
Чтобы дети развивались гармонично, росли смышлеными, умели грамотно и логично излагать свои мысли, в детском саду накоплен интересный и занимательный материал созданный воспитателем каждой группы. В работе педагоги используют развивающие игры Никитина, Монтессори, А.А. Смоленцевой и других авторов.
В каждой группе созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, живые слоги.
Игры эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в школах города, где используется система развивающего обучения.
В группах созданы мини – лаборатории, где дошкольники занимаются экспериментально поисковой деятельностью.
Необычная форма ведения занятий: путешествие, КВН, интервью, соревнование увлекают детей, делают их любознательными. Продуманное использование схем, таблиц, интересного наглядно-дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключение, анализировать и сравнивать, классифицировать предметы.