ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Интеллектуально-познавательное

 

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему:

"Свойства воздуха" воспитатель Ачкасова Т.В.

Образовательная область познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки,  полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей,игрушка резиновая, корочки лимона, вата по количеству детей ,вентилятор

Организационный момент:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не виден он для нас.

Что это?    Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите , какие красивые шары. Какого они цвета?

Красный , зелёный и синий.

 А  что случилось с синим  шариком?  Он какой то грустный, маленький.

-А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

-Надо его посильнее надуть.

-Правда? Сейчас я его надую (надуваю). 

-Вот какой он красивый получился.

Как их ещё называют?

- Воздушные

- А вы знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

 А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-А вы видите воздух.

Получается, что воздух прозрачный бесцветный и невидимый. Слово прозрачный, значит не имеет цвета.

-  В нашей  лаборатории  мы проделаем опыт и  постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Ответы

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

-Ответы.      Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

 Ответы.

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно взять  включить вентилятор .

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок. Взять вату и поднести ближе и увидим , что вата полетела.

Физминутка

-Ребята! Представьте себя деревьями.

-Мои корни глубоко вросли в землю.

-Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти  встряхнули 

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.                                                                              

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

-Ответы

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

- Посмотрите, у меня есть трубочка, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-Да

-Благодаря трубочке мы смогли услышать воздух?  Ещё можно услышать воздух благодаря резиновой игрушке.

Скажите, а у воздуха есть запах?

- Нет

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку лимона , помните  и что мы почувствуем?

-Пахнет лимоном.

Это пахнет воздух или  корка лимона издаёт такой аромат?

-Это корка.

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

-У меня на столе картинки, выберем кому нужен воздух? (отбирают).

Выходит всему живому для жизни и для роста нужен воздух.

Подведение итогов:

-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи вентелятора, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря трубочке. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

 В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

 Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

 

Одной из важных задач ДОУ является интеллектуальное-познавательное развитие воспитанников. Мир ребенка – это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка в данный момент это и привлекает его внимание, а это реальные предметы и явления.

В детском саду идет процесс обновления предметно-развивающей среды. Продуманное размещение игрового и дидактического материала позволяет детям свободно двигаться и заниматься любыми видами деятельности, как в групповой комнате, так и в раздевалке.

Чтобы дети развивались гармонично, росли смышлеными, умели грамотно и логично излагать свои мысли, в детском саду накоплен интересный и занимательный материал созданный воспитателем каждой группы. В работе педагоги используют развивающие игры Никитина, Монтессори,  А.А. Смоленцевой и других авторов.

 В каждой группе созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты,  живые слоги.

          Игры эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться  в школах города, где используется  система развивающего обучения.

В группах созданы мини – лаборатории, где дошкольники занимаются экспериментально поисковой деятельностью.

Необычная форма ведения занятий: путешествие, КВН, интервью, соревнование увлекают детей, делают их любознательными. Продуманное использование схем, таблиц, интересного наглядно-дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключение, анализировать и сравнивать, классифицировать предметы.

 

IMG 5966  IMG 6084

IMG 0424        IMG 1716

IMG 1717   IMG 1718